Досвід


Виртуальная экскурсия  на уроках литературы
    Проведение виртуальной экскурсии по литературе будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.
    Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
    Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет  изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей,  фотогалереи,  иллюстрации к произведениям,  озвученные произведения писателей, критические материалы… Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.
    Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. При подготовке к виртуальной экскурсии учитель должен учитывать  стихийность и неконтролируемость  размещаемой в Интернете информации. Учитель  готовится к виртуальной экскурсии не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней, т.к. во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка.    Создание сайта виртуальной экскурсии поможет исключить подобные неприятности и в значительной мере облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но уже самостоятельно. Все сайты в глобальной сети Интернет по своей структуре похожи друг на друга, и отличаются своим дизайнерским оформлением и, конечно же, содержанием. Любой сайт начинается с главной странички, на которой приводится название сайта, его краткое структурное описание (какие разделы содержит сайт) или описание его содержания (какие основные темы).  Необходимо учитывать, что в настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями:  создание презентации Power Point или разработки веб-узла.  Информация, собранная школьниками во время учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и стать, таким образом, средством обучения литературы, которое учитель сможет использовать для работы в других классах.
Выводы: виртуальные экскурсии по Интернету являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий. Но  не нужно отказываться и от реальных экскурсий необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения литературы.

Организация и проведение учебных виртуальных экскурсий.
 Организация и проведение учебных виртуальных экскурсий по литературе состоит их трех этапов: подготовительный, этап непосредственного проведения и заключительный этап подведения итогов экскурсии.
Подготовительный этап. На первом этапе подготовки экскурсии деятельность учителя распадается на два направления: выбор объекта экскурсии и непосредственно ее подготовка. На этом этапе идет работа над содержанием экскурсии, разрабатывается ее маршрут, происходит согласование различных документов и предварительное планирование итоговых мероприятий по экскурсии с составлением заданий к ним. 
Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Определяется цель экскурсии;
2. Выбирается объект изучения;
 3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;
4. Формулируются проблемы;
5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке;
6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для  
   учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);
7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

На первом этапе ученикам предлагается работа, целью которой является получение наиболее точной информации по заданному вопросу:  внимательно изучить экспозиции музея и составить свою презентацию на тему: «Мое первое знакомство с наследием писателя» .

На втором этапе учащиеся  знакомятся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
 2. Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению изучаемого материала.   В подготовке отчетности об экскурсии  гораздо ценнее  умение учащихся  работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.

Что должно появиться в тетрадях учащихся: тезисы, цитаты.

Структура презентации.
Слайд № 1 – титульный.
Слайд № 2 – тема урока.
Слайд № 3 –
Слайд № 4 -
Слайд № 5-
Слайд № 6-

Заключительный этап.   
  1.Защита выполненных работ.  Итоги экскурсии будут подводиться  различными способами: защита презентаций, выставка письменных отзывов об экскурсии с использованием иллюстративного материала посещенных сайтов.  




Планирование виртуальной экскурсии.
Цель .    Развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды  (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).
Задачи:
1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе   информации.
2. Развить визуальное мышление,
3. Научить их владеть нормами литературного языка.
       4. Обогатить словарный запас учащихся.
 5. Научить излагать самостоятельные суждения
 6. Формирование интереса к деятельности писателя , к  его внутреннему миру,   
      осознание ценности личностной индивидуальности.

Средства обучения.
Компьютерный класс – 10 (20)  ученических и 1 учительский ПК.
Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-rom. Акустические системы,  локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран.
Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.
Визуальный ряд: здание музея как памятник архитектуры;
Аудиоряд из произведений писателя.

В процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения:
- обсуждать проблемы, учитывая противоположные точки зрения;
- обосновывать свою точку зрения;
- планировать решения;
- делать выводы и заключения;
- оценивать собственный мыслительный процесс.

  Внимание будет уделено следующим навыкам:
- умению ориентироваться в различных источниках информации,
- умению пользоваться электронным каталогом,
- навыку поиска по ключевым словам,
 - умение критически мыслить,
- исследовательские навыки,
- организационные навыки,
 - информационно-коммуникационные навыки.

Ожидаемые результаты: развивать творческий подход к изучаемому учебному материалу; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность,  использовать полученные ими знания на практике, пробудить интерес к деятельности писателя , к  его внутреннему миру,  осознание ценности  
 личностной индивидуальности.

Отличительные особенности данного урока:
-знакомство с частью экспозиции музея;
-знакомство с творчеством писателя;
-формирование способности видеть красоту реальной действительности;
-развитие способности задерживать внимание на деталях, находить в них красоту, смысл.

Некоторые итоги урока:
-Развитие наблюдательности, способности переживать и элементарно анализировать увиденное.
-Развитие творческого воображения.
-Пробуждение переживания встречи с подлинником.
Формирование представления об уникальности произведений, с которыми зритель встречается в музее.

Немає коментарів:

Дописати коментар