Виртуальная экскурсия на уроках литературы
Проведение
виртуальной экскурсии по литературе будет очень похоже
на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели
экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.
Требования
в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы
практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных
экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие:
моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с
высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку
и иметь при этом обратную связь.
Объектами
экскурсии станут размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов:
музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи,
иллюстрации к произведениям,
озвученные произведения писателей, критические материалы… Следовательно,
при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не
к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта,
который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.
Маршрут экскурсии будет
разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой
последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить
особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при
разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем
строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. При
подготовке к виртуальной экскурсии учитель должен учитывать стихийность и неконтролируемость размещаемой в Интернете информации.
Учитель готовится к виртуальной
экскурсии не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней, т.к. во
время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства:
низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, или же остановка
работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана
ссылка. Создание сайта виртуальной
экскурсии поможет исключить подобные неприятности и в значительной мере
облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а
учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но
уже самостоятельно. Все сайты в глобальной сети Интернет по своей структуре
похожи друг на друга, и отличаются своим дизайнерским оформлением и, конечно
же, содержанием. Любой сайт начинается с главной странички, на которой
приводится название сайта, его краткое структурное описание (какие разделы
содержит сайт) или описание его содержания (какие основные темы). Необходимо учитывать, что в настоящее время
темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни
для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными
технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании
итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется
диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных
технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания
«ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных
учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в
соответствии со склонностями и возможностями:
создание презентации Power Point или разработки веб-узла. Информация, собранная школьниками во время
учебной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов
и стать, таким образом, средством обучения литературы, которое учитель сможет
использовать для работы в других классах.
Выводы: виртуальные экскурсии по Интернету
являются одной из наиболее перспективных форм проведения учебных экскурсий.
Но не нужно отказываться и от реальных
экскурсий необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в
экскурсиях, исходя из интересов учащихся и задач обучения литературы.
Организация и
проведение учебных виртуальных экскурсий.
Организация и проведение учебных виртуальных
экскурсий по литературе состоит их трех этапов: подготовительный, этап
непосредственного проведения и заключительный этап подведения итогов экскурсии.
Подготовительный
этап.
На первом этапе подготовки экскурсии деятельность учителя распадается на два
направления: выбор объекта экскурсии и непосредственно ее подготовка. На этом
этапе идет работа над содержанием экскурсии, разрабатывается ее маршрут,
происходит согласование различных документов и предварительное планирование
итоговых мероприятий по экскурсии с составлением заданий к ним.
Подготовка
экскурсии осуществляется по следующему плану:
1. Определяется цель экскурсии;
2. Выбирается объект изучения;
3. Поиск Интернет-ресурсов об
изучаемом объекте;
4. Формулируются проблемы;
5. Определяются задачи, которые учащимся
необходимо будет решить на уроке;
6. Определяется последовательность
ознакомления с сайтами и создание путеводителя для
учащихся по сайтам (это может быть список URL-адресов);
7. Определение формы отчета или
наглядного оформления результатов экскурсии.
На первом этапе ученикам предлагается
работа, целью которой является получение наиболее точной информации по
заданному вопросу: внимательно изучить
экспозиции музея и составить свою презентацию на тему: «Мое первое знакомство с
наследием писателя» .
На втором этапе учащиеся знакомятся с материалами на сайтах.
1. Сбор информации. Обмен информацией.
2.
Создание практической работы - презентации по ознакомлению или закреплению
изучаемого материала. В подготовке отчетности об экскурсии гораздо ценнее умение учащихся работать с полученной информацией — вычленять
главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в
различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным
признакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные
информационные сообщения.
Что должно появиться в тетрадях учащихся: тезисы, цитаты.
Структура презентации.
Слайд № 1 –
титульный.
Слайд № 2 –
тема урока.
Слайд № 3 –
Слайд № 4 -
Слайд № 5-
Слайд № 6-
Заключительный этап.
1.Защита выполненных работ. Итоги
экскурсии будут подводиться различными
способами: защита презентаций, выставка письменных отзывов об экскурсии с
использованием иллюстративного материала посещенных сайтов.
Планирование виртуальной
экскурсии.
Цель
. Развитие у учащихся навыков работы с различными источниками
информации, умение анализировать и передавать информацию; умение
интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирование
культуры чтения в условиях современной информационной
среды (информационно-компьютерной
грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений,
обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и
представления значимой информации).
Задачи:
1. Сформировать исследовательские умения и
навыки при отборе информации.
2. Развить визуальное мышление,
3. Научить их владеть нормами литературного
языка.
4. Обогатить словарный запас учащихся.
5.
Научить излагать самостоятельные суждения
6. Формирование интереса к деятельности
писателя , к его внутреннему миру,
осознание ценности личностной
индивидуальности.
Средства обучения.
Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК.
Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256
Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный
проектор, экран.
Использование готовых программных
продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.
Визуальный ряд: здание музея как памятник
архитектуры;
Аудиоряд из произведений писателя.
В процессе работы учащиеся могут развивать следующие умения:
- обсуждать проблемы, учитывая
противоположные точки зрения;
- обосновывать свою точку зрения;
- планировать решения;
- делать выводы и заключения;
- оценивать собственный мыслительный
процесс.
Внимание будет уделено следующим навыкам:
- умению ориентироваться в различных
источниках информации,
- умению пользоваться электронным каталогом,
- навыку поиска по ключевым словам,
- умение
критически мыслить,
- исследовательские навыки,
- организационные навыки,
- информационно-коммуникационные
навыки.
личностной индивидуальности.
Отличительные особенности данного
урока:
-знакомство с частью экспозиции музея;
-знакомство с творчеством писателя;
-формирование способности видеть красоту
реальной действительности;
-развитие способности задерживать
внимание на деталях, находить в них красоту, смысл.
Некоторые
итоги урока:
-Развитие
наблюдательности, способности переживать и элементарно анализировать увиденное.
-Развитие
творческого воображения.
-Пробуждение
переживания встречи с подлинником.
Формирование
представления об уникальности произведений, с которыми зритель встречается в
музее.
Немає коментарів:
Дописати коментар